Регулярные сады. Упорядоченная планировка.

Парки и сады в регулярном стиле зародились в период, когда господствовала философия «покорения природы», ее упорядочения и облагораживания. Практически эта философия воплощалась в геометрически правильно подстриженных изгородях и кустарниках, посыпанных гравием и щебнем дорожках правильной формы, ровных аллеях и правильной формы клумбах. Человек, создававший подобный дизайн, стремился овладеть ландшафтом и внести в естественный хаос свои представления о гармонии. В наше время регулярный дизайн служит инструментом для оформления садов и парков в винтажном стиле.


Знаменитые французские и итальянские парки эпох барокко и рококо возникли как переосмысление античного наследия. Правильные геометрические формы должны были символизировать математическую гармонию и подражать античным постройкам. Нередко эти парки располагались в виде роскошных террас, соединенных изогнутыми дорожками и лестницами, искусственными водопадами, фонтанами. Аллеи и гроты украшались скульптурами в античном стиле. Для таких парков характерны также тщательно скошенные газоны, огороженные декоративными бордюрами, геометрически подстриженные кустарники, однообразные ряды живых изгородей вдоль прямых аллей. Разнообразные элементы декора повторяются в правильной последовательности или объединяются общей композицией.

Основой такого парка являются медленнорастущие вечнозеленые хвойные или кустарники, которые легко принимают нужную форму в ходе многолетней тщательной стрижки и долго ее удерживают. Это тис (Taxus baccata), падуб (Ilex aquifolium), падуболистный дуб (Quercus ilex), самшит (Buxus sempevirens). Эти кустарники стригутся в виде ровных бордюров, отдельно стоящих фигур шаровидной, пирамидальной, цилиндрической формы.

Деревья в регулярном парке образуют ровные симметричные ряды, даже в тенистых аллеях создавая впечатление правильности и упорядоченности. Наибольшей популярностью пользуются липы и грабы (Tilia sp., Carpinus betulus). Липы, помимо того, можно высадить близко друг к другу, так, чтобы их кроны переплетались, образуя шатры и стены.

Нижний ярус регулярного сада образуют ковровые и партерные посадки. Рост растений в них строго ограничен. Объемные цветные композиции клумб и газонов, образующие затейливый узор, огораживаются низкой изгородью из самшита. Дорожки между газонами и клумбами посыпаются цветным щебнем, гравием или песком. С высоты такой парк выглядит как сплошной узорный ковер. Растения подбираются так, чтобы цвести как можно дольше, образуя с каждым сезоном новые цветовые сочетания. Ароматические растения - лаванда, розмарин или лавр - высаживаются на террасах или на клумбах в окружении декоративных газонных злаков.

Часто регулярный сад дополняется водоемом со спокойной водой, отражение сада в котором усиливает эффект симметричной гармонии. Пруды и каналы дополняются фонтанами.

Китайская традиция регулярных садов насчитывает не менее трех тысячелетий. В отличие от грандиозных дворцовых парков Европы, китайский сад упорядочивал небольшие уголки пространства, создавая камерную, уютную атмосферу, пригодную для одиноких медитаций и дружеских встреч. Даже при разбивке больших парков китайцы избегали уходящих вдаль перспектив, позиционируя сад как набор небольших уединенных «покоев», в каждом из которых художественно копировался участок естественного ландшафта. Каждое растение в таком саду являлось, помимо декоративного элемента, глубоким символом. Помимо растений, восточный сад дополняли беседки, скамейки, мостики и колодцы. Для японских садов, где тоже широким упорядоченным пространствам предпочитались небольшие уютные секции сада, растения и архитектурные формы часто гармонично сочетались с декоративными камнями, песком, кусками скал.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru