Мода на сады. Садовый коктейль. Экологический подход

21 июля 2010 г. avish Просмотров: 7186 RSS
Стили оформления участка

Мода на сады – непредсказуема и капризна. Главная модная фишка – экологический подход.

Природный нетронутый пейзаж совершенствуется: «бармен»-архитектор смешивает очередной ландшафтный коктейль под названием сад. Словно причудливая игра между человеком и природой, игра по биологическим законам и архитектурным правилам. От чудес мира – висячих садов Семирамиды, в Версаль, который стал уже общепринятым местом паломничества последних романтиков. От полузабытых, литературно-фруктовых – к «полуметаллическим», «ароматным», садам бабочек или мини-композициям на арт-выставках. Во все времена они считались игрушкой эстетов, привилегией аристократов и просто искусством, в широком понимании этого слова. Сегодня дизайном садов может увлечься любой – такое себе хобби в стиле арт, на которое существует безумная мода. И подчиняется она двум Э – экологическому подходу и эклектике.

В Средневековье сады были местом проведения молитв и благочестивых разговоров, в эпоху Возрождения – собирали ученых и художников, во времена романтиков – дарили пространство для меланхоличных прогулок. Сегодня они становятся средством выразить собственную фантазию или продемонстрировать правильный выбор дизайнера. Экологический подход разбавляет навязчивую жизнь в стиле техно. Пока концептуалисты выстраивают инсталляции из пластиковых бутылок, гвоздей или консервных банок, набирает оборотов самое дорогое художественное хобби в мире. Устраиваются посвященные садам выставки, дизайнеры пытаются выдумать зеленые элементы декора, эстеты занимаются своим арт-хобби, не задумываясь о понятии ландшафтной архитектуры, смешивая стили и выписывая самые дорогие экзотичные растения. Они твердо верят в свой креатив – не зря же бытует «крамольное» мнение, что в создании ландшафтов моды не существует. Модно не быть модным. В фаворе – эклектика.


От эклектики к минимализму

Мода на сады – непредсказуема и капризна. Пророчить, что будут выбирать завтра, возьмутся разве что эстеты-камикадзе. А пока еще все просто и демократично. Главная модная фишка – экологический подход. Основная сложность – максимальное природное «целомудрие», аж до запущенности и подчеркнутой не ухоженности. Недаром на мировых выставках арта и флористики до сих пор не умолкает пропетый еще в начале 2000-х гимн чертополоху. Европа гонится за сорняками средней полосы России. Злаковые культуры примеряют корону. А на постсоветском пространстве заказывают заокеанские экзотичные растения, добавляют древние китайские фонари к парковым версальским клумбам и разбивают каменные сады на фоне фруктовых деревьев. Так начинается гиперэклектика...

Символика китайских садов, арабская роскошь, русские усадьбы, французская геометрия, – лишь несколько элементов для дизайнерского коктейля. Между двумя традиционными направлениями – регулярным и пейзажным – склоняться стоит к последнему. Нет – четкой геометрии регуляризма, никаких псевдоклассических скульптур, ротонд или фонтанов. Стоит отказаться от фигурно оформленных деревьев, архитектурных форм и вычерченных под линейку дорожек. В Европе не это уже комильфо. Зато – натуральные материалы, свобода, творческий необузданный беспорядок. Конечно, в ландшафтной архитектуре, как и в высокой моде, существуют свои маст-хэвы. Сегодня это – дизайнерские «скворечники» и домики для животных, солнечные часы, стильные скульптуры (но без сказочно –мифично -эльфовых мотивов!) или просто подвесные корзины с цветами. Будут подходить они к средиземноморскому стилю с элегантными руинами или славянскому пейзажу с соломой и сорняками – решать профессиональным дизайнерам или «сам-себе» художникам, которые исповедуют философию экологического подхода.

Философия японской сдержанности

Идеал садового искусства с философской нагрузкой – японский стиль. Чтобы разгадать его тайны, каменистые непонятные пейзажи подвергали компьютерным анализам, искали в них тайные символы, находили скрытый рисунок кроны деревьев, отождествляли с буддийским виденьем Вселенной...

Загадку создать «на удивление» легко: основные элементы – камни и вода, противостояние женского и мужского начала. Дизайнеры советуют эту «простоту» не повторять, а только передавать атмосферу – так, как ее почувствует европеец. Сдержанность и монохромность, ограниченное количество тональных акцентов цветущих растений, – в строгой последовательности, в зависимости от сезона. Сухие ручьи, выложенные из камней. Островки камешков на мини-озерах – так появляются скалы и водопады. Эффектный прием японской манеры – живописность. Это – «живая картина», которую создаст отраженный в воде мостик, зеленый мох или яркие цветы, – сакура, слива, иногда орхидеи. В наших широтах самый удачный заменитель экзотических растений и бамбука, который не выдерживает испытание климатом – клен. Обязательное дополнение к природе – фонари в разных вариациях.


Природный пуризм по-английски

Максималистское отношение к минимализму и идеально продуманная природность – это серьезный, вдумчивый английский подход. Декоративные кусты, минимум контрастов и ненавязчивая мягкая гармония. Над реками или озерами – аркоподобные мосты, очень плавные и не перегруженные. Характерный элемент любого английского сада – белые цветные пятна, гармонирующие с изумрудной зеленью, к тому же природа сама выступает как дизайнер, удачно укрощая газоны... Это – самые первые проявления модного в настоящее время пейзажного направления, основанного еще в XVIII веке Вильямом Кентом. Впрочем, чистый английский стиль сегодня мало копируют. Сторонники природного пуризма могут полюбоваться его образцами, посетив парк Шеффилд, гигантский Ричмонд-парк в центре Лондона или Стоу в районе Букингема.

Шкатулка с секретом

Несмотря на все тренды и вкусы, французский шик продолжает привлекать. Простое планирование из зеленых квадратов, роскошные цветники, партер-бродеры, растения королевских сортов и немного песка и угля, – сады во Франции развивались по законам барокко. В XVII веке ландшафтный архитектор и дизайнер Анри Ленотр изобрел идеальное воплощение регулярного направления в ландшафтной архитектуре – сад, подобный шкатулке с секретом. Четкая линейная перспектива, гигантские пространства, террасы и каналы, и, конечно же, шикарный дворец, который отовсюду выглядит как центр совершенной композиции. Версаль и Петергоф, Тюильри и даже немецкий Сан-Суси – вечные памятники живого искусства, которые до сих пор привлекают художников, воспитанных на эстетике времен Людовика XIV.

Гимн темпераменту

Природные террасы, словно ступеньки, нарастают на склоне холма, на вершине почти «висит» вилла, рассматривая море где-то далеко внизу. Придумать это, конечно, могли только итальянцы. Здесь царствуют кипарисы и оливковые деревья, вьющиеся растения скрывают каменные балюстрады, природа подчиняется человеку и темпераменту, а это значит, что в моде симметрия и регулярность. Ну, а, чтобы подчеркнуть взрывчатость, чувственность и несерьезность человеческой природы, итальянцы издавна стилизируют горные реки под бурные водопады или создают искусственную игру воды – с брызгами и шумом...

Минимализм. Версия голландская, самая «примитивная»

Казалось бы, самое простое, что можно придумать, – небольшой островок земли, в его центре – яркий газон, неподалеку – несколько аккуратных низкорослых деревьев. Это – сад, царство солнца и красочных нарциссов, тюльпанов и гиацинтов, небольшая картина старых мастеров-традиционалистов. И, хотя самого понятия голландского стиля не существует, голландская склонность к уюту и миниатюрности набирает популярности в Старой Европе. Ведь это – также минимализм, хотя и украшенный элементами «сельского» стиля – старинными ветряками, стилизованными старинными водопроводными сооружениями, пробитыми лейками и украшенными цветами деревянными тачками. Наперекор всем тенденциям на этих маленьких островках красоты осталось пространство и для функциональности, и для национальных сказок.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru